Загрузка. Пожалуйста, подождите...
Регистрация Забыли пароль?

Блог

    Кругозор    Математика и логика    Своими руками    Раскраски    Развитие речи    Внимание и память    Воспитание
Блог » Воспитание » Учим и играем в: Дисциплина для ребенка

Учим и играем в: Дисциплина для ребенка

Размещено:
2017-08-11 14:47:32

    Со словом дисциплина у нас ещё с детского сада ассоциируется нечто очень нудное, неприятное, тягостное и давящее.

    А ведь на самом деле дисциплина – чрезвычайно полезная штука, причём, как это ни парадоксально, в детском коллективе она высоко котируется. Ребёнок, умеющий владеть собой, способный играть по правилам, не давать волю неуместным негативным эмоциям и не требующему удовлетворения своих «хочу» немедленно, уже в дошкольном возрасте способен занять лидерскую позицию в коллективе, так как его поведение позволяет решать более взрослые задачи, чем те, на которые способны большинство сверстников. Итак, первый «козырь» дисциплины – умение владеть собой, качество чрезвычайно полезное в современном мире.

    Вторым позитивным моментом дисциплины является безопасность. В мире без дисциплины всё чрезвычайно непредсказуемо, нестабильно, а значит, такой мир полон рисков и неприятных сюрпризов. «Если мне можно отобрать мяч у кого угодно и не послушать маму – значит, и у меня может отобрать игрушку более сильный или же мама может не послушать и проигнорировать меня?» – примерно так рассуждает ребёнок. Поэтому в таком хаотическом мире всё время приходится жить в напряжении, в готовности к борьбе, в ожидании негатива. А вот если правила существуют и работают для всех, ребёнок будет более спокоен, ему самому будет комфортнее жить.

    Третий плюс дисциплины – возможность самоорганизации. Дайте детям мяч – и они будут беспорядочно носиться по двору, а, возможно, и подерутся из-за него. Дайте мяч и правила – и они будут играть в футбол или «выбивалы». Поэтому наличие правил и обязательность их исполнения позволяет ребёнку жить более интересно, и при этом – парадокс – более упорядоченно.

    Следующий бонус дисциплины – умение договариваться. Только те дети, к разуму которых родители и не пытались апеллировать с самого детства, ограничиваясь политикой «кнута» (наказаний), «пряника» (вседозволенности) или их чередования (что ещё хуже), вырастают недоговороспособными и игнорирующими дисциплину, так как в их понимании она либо необязательна вообще, либо её можно игнорировать, пока не последовало наказание.

    А вот дети, которых родители сумели убедить  (в основном – собственным примером) в необходимости существования правил, для которых хорошее поведение стало внутренней потребностью, прекрасно адаптируются в социуме, потому что хорошо ведут себя не только под угрозой санкций, из-под палки, а потому что им самим хочется вести себя именно так, быть хорошими. Слова «надо» и «хочу» - антиподы по своей сути, и поэтому настоящая дисциплина состоит в том, чтобы убедить ребёнка: хорошее поведение нужно, приятно и выгодно в первую очередь ему самому, чтобы именно ему было важно вести себя правильно, чтобы он сам так хотел, а не потому что «так надо», без понимания.

Как же этого добиться? На самом деле здесь ничего сложного, сплошная биология:

  • Секрет первый: ребёнок наследует ту модель поведения, которую сидит перед собой ежедневно, и копирует в основном поведение тех людей, которые наиболее эмоционально значимы для него (то есть – ближайших родственников). Поэтому, чтобы иметь дисциплинированного ребёнка, придётся становиться дисциплинированными самим: вовремя вставать по утрам, учиться не опаздывать, держать данное слово, убирать собственные вещи и не разводить беспорядок, словом, всё то, что мы требуем от ребёнка, в первую очередь должны делать мы сами. Иначе – не работает, так уж устроены дети. Странно требовать дисциплины от малыша в доме, где каждый делает, что вздумается.
  • Секрет второй: ребёнок учится в игре. Игра – это его главная работа и ведущая деятельность в дошкольном возрасте (в младшем школьном она постепенно уступает место учёбе, но значимой перестаёт быть лишь к подростковому возрасту). Поэтому – играйте! Помогут игры на контроль поведения (в которых по команде необходимо что-то сделать или прекратить делать), игры на соблюдение правил (в которых проигрывает тот, кто что-то сделал не так), а также ролевые игры, где отрабатываются сюжеты соблюдения дисциплины («в школу», «в дорожную полицию» и т.д.)


Вот примеры некоторых игр, которые могут помочь освоить дисциплинарные навыки:

  • «Мышки и кот» (вариантов множество: «рыбки и щука», «гуси и волк» и т.д.): в игре все участники по команде должны бежать (или прекратить бежать и встать неподвижно, или спрятаться в норку, либо прекратить кричать и стать бесшумными), чтобы «хищник» не съел непослушных расшалившихся малышей.
  • «Выше земли»: проигрывает тот, кто продолжает стоять на земле после команды, а не поднимается на возвышение.
  • «Школьный класс»: по очереди малыши оказываются в роли учеников и учителя и стараются отработать социальное ролевое поведение.


Удачи вам и взаимопонимания!
Дисциплина для ребенка iqschool.com.ua

Комментарии посетителей

Информация

Комментариев пока никто не писал.
Загрузить новые комментарии

Получи в 2 раза больше возможностей!

Начать сейчас
Уже есть аккаунт? Войти X